Павлович Чельцов (27.05.1870, с. Кикино Ряжского у. Рязанской губ.- 7.01.1931, Ленинград), сщмч. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот., церковный писатель. Из семьи потомственных священнослужителей. В 1890 г. окончил Рязанскую ДС и поступил в КазДА. В 1894 г. окончил академию со степенью канд. богословия, назначен преподавателем обличительного богословия в Калужскую ДС (до нояб. 1898). Вступил в Калужское церковное братство во имя св. апостола Иоанна Богослова, стал делопроизводителем Совета братства. Вел миссионерские беседы с сектантами и старообрядцами, публиковался в епархиальной периодической печати. В 1897 г. был делегатом 3-го Всероссийского миссионерского съезда в Казани. В янв. 1899 г. переведен в С.-Петербург, назначен епархиальным миссионером по борьбе с расколом и сектами С.-Петербургской епархии (до 1903). 18 нояб. 1899 г. удостоен Ученым советом КазДА звания магистра богословия за соч. «Церковь Королевства Сербского со времен приобретения ею автокефальности (1879-1896)», вышедшее вскоре отдельной книгой. В сент. 1901 г. причислен к канцелярии обер-прокурора Синода. В янв. 1902 г. получил чин коллежского асессора, в июле того же года - надворного советника.
В сент. 1903 г. рукоположен во иерея. Назначен преподавателем курса богословия Ин-та гражданских инженеров им. имп. Николая I в С.-Петербурге и настоятелем институтской Симеоновской ц. Состоял членом правления С.-Петербургской ДС (1908-1910). Также преподавал Закон Божий в реальном училище Г. К. Штемберга, в частных гимназиях П. М. Иозефовича, Ю. С. Ивановой, М. Н. Стоюниной. В мае 1914 г. возведен в сан протоиерея. Был членом Совета Петроградского законоучительского братства (с июля 1916), председателем Совета союза законоучителей (с июля 1917). Проводил публичные лекции, на к-рые всегда собиралась полная аудитория, их посещали не только православные, но и представители др. вероисповеданий и даже атеисты. Часто выступал на религиозно-философских собраниях. Опубликовал ок. 170 работ по богословию, философии, истории, педагогике, литературоведению. Составленное М. учебное пособие по курсу Закона Божиего выдержало в 1911-1917 гг. 7 изданий. Избранные лекции М., в к-рых в популярной форме рассматривались богословские вопросы происхождения греха, проблемы взаимоотношений науки и религии, разрыва между христианством и культурой и др., были изданы в виде сб. «Христианское миросозерцание». Помощник редактора ж. «Миссионерское обозрение» (1902-1918), соредактор и соиздатель ж. «Православный путеводитель» (1903-1906), соредактор ж. «Религия и школа» (1917-1918).
Награждался орденом св. Станислава 3-й степени (1900), набедренником (1904), скуфьей и камилавкой (1905), наперсным крестом (1908), орденом св. Анны 3-й степени (1911).
В нач. 1918 г. перешел из закрытой большевиками институтской ц. в Троицкий Измайловский собор Петрограда, где был настоятелем с июля 1919 по май 1922 г. Возглавил созданное при храме Троице-Измайловское православное братство, занимавшееся в основном благотворительностью - сбором и распределением среди нуждающихся продуктов и одежды. Также по окончании богослужений в Троицком соборе устраивались трапезы, которые многих спасли от голода. В июле 1918 г. на 1-м чрезвычайном Епархиальном собрании Петроградской епархии М. был избран председателем Петроградского епархиального совета. Осенью 1920 г., после ликвидации по распоряжению властей Епархиального совета, перешел на работу в канцелярию Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского). Петроградские большевики характеризовали М. как «элемент наиболее энергичный и умный из черной кости духовенства, может быть опасным для социалистической революции». Подвергался арестам и тюремному заключению на короткое время в авг.-окт. 1918 и в авг.-сент. 1919 г. 30 мая 1922 г. был арестован по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей и привлечен в качестве обвиняемого к Петроградскому процессу над большой группой священнослужителей, приходских деятелей и мирян (более 80 чел.) во главе с Петроградским митр. Вениамином. 5 июля того же года в числе 10 обвиняемых приговорен Петроградским губ. революционным трибуналом к расстрелу. Провел месяц в камере смертников в тюрьме Петроградского ГПУ на Гороховой ул. 3 авг. решением Президиума ВЦИК смертный приговор в отношении М. и еще 6 осужденных был заменен на 5 лет тюремного заключения. Остальные приговоренные к смерти, в т. ч. митр. Вениамин, были казнены в ночь с 12 на 13 авг. 1922 г. Свое пребывание в тюрьме в ожидании расстрела М. позднее описал в кн. «Воспоминания «смертника» о пережитом». Заключение он отбывал в петроградском доме предварительного заключения ОГПУ (бывш. следственной тюрьме при Окружном суде на Шпалерной ул.). После сокращения срока заключения вышел на свободу в кон. 1923 г. С апр. 1924 г. настоятель храма Михаила Архангела в М. Коломне Ленинграда, также, по нек-рым сведениям, служил в Воскресенской ц. в М. Коломне. В 1925-1928 гг. преподавал Свящ. Писание НЗ и догматическое богословие на Высших богословских курсах в Ленинграде. В 1928 г. часть прихожан М. примкнула к иосифлянству. Сам настоятель остался верен каноническому священноначалию, но нижний храм Михаило-Архангельской ц. перешел к иосифлянской общине.
2 сент. 1930 г. М. был арестован по обвинению в принадлежности к «контрреволюционной группировке монархической направленности». Всего по делу проходили ок. 40 чел. По воспоминаниям одного из сокамерников, М., осознавая неизбежность смертного приговора, сохранял в тюрьме полное спокойствие, говоря: «Прожита жизнь, не всегда легкая. Дети уже выросли, и мне надо радоваться, что Господь посылает мне этот конец, а не старческий недуг и многолетние страдания на одре болезни… Меня Господь призывает к себе таким благословенным путем». 2 янв. 1931 г. в числе 7 обвиняемых был приговорен Особой тройкой Полномочного представительства ОГПУ в Ленинградском военном окр. к расстрелу. По свидетельству очевидца-конвойного, шел на казнь в праздник Рождества Христова с пением тропарей. Был похоронен, вероятно, в месте захоронения жертв массовых репрессий на Левашовской пустоши под Ленинградом.
Имя М. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Свящ. Синода РПЦ от 16 июля 2005 г.